Оздоровление

Спортивная форма на занятиях физической культуры

01.09.2023

Совместные занятия спортом детей и родителей

11.06.2023

Совместные занятия спортом детей и родителей

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

 

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

 

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

свернуть

КУПАНИЕ КАК ЗАКАЛИВАЮЩАЯ ПРОЦЕДУРА

01.06.2023

КУПАНИЕ КАК ЗАКАЛИВАЮЩАЯ

ПРОЦЕДУРА

 

Купание в открытых водоемах является наиболее силь­нодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновремен­ное влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации — на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чис­тым. Лучше, если место для купания детей будет огорожено барьером. Течение воды не должно быть сильным. Для купания детей, умеющих хорошо ходить,   т.е. не младше 2-3 лет, рекомендуется выбирать место глубиной 25—30 см; наибольшая допустимая глубина — не выше пояса детям, Купание лучше начинать при установившейся безветренной погоде, темпера­туре воздуха 25—26° и воды не ниже 23°. Наилучшее время купа­ния — от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Продолжитель­ность первых купаний для детей 2—3 лет ограничивается двумя-тре­мя кратковременными погружениями в воду. Затем длительность их увеличивается до 2—3 минут, а в дальнейшем, по мере привыкания малышей к этой процедуре—до 5—6 минут. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует до­суха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Солнечные и воздушные ванны должны предшествовать купанию. Ослабленным детям полезно в течение первых 4—7 дней от начала приема процедур проводить обтирания прохладной водой.

Морские купания оказывают еще более сильное действие на организм ребенка, так как при них сочетается термическое и меха­ническое воздействие (давление большой массы воды и удар волн) и, кроме того, морская вода оказывает химическое действие (соле­ность и др.). Поэтому детям, постоянно живущим на юге, можно начинать купание с 2 лет, а живущим в условиях умеренного кли­мата — с 3 лет. Для детей до 2 лет, особенно больных рахитом, очень полезны ванны из подогретой морской воды.

Морские купания вначале продолжаются всего 1—2 минуты, и только по мере привыкания ребенка их продолжительность увеличивают до 5—8 минут. Во время купания не рекомендуется выходить из воды, чтобы погреться на солнце, а затем снова погружаться в во­ду. По окончании купания ребенок должен быстро выйти из воды, его надо растереть полотенцем и одеть. Полезно дать малышам нем­ного побегать по берегу, а затем спокойно посидеть в песке. Купать ребенка в море достаточно один раз в день. Курс морских купаний для маленьких детей — примерно 20 раз в месяц. В прохлад­ную дождливую погоду купание заменяется обливанием или обти­ранием.

Любое купание в открытом водоеме противопоказано детям с очень низкой массой тела, страдающим сердечно-сосудистыми за­болеваниями, резким малокровием, эпилепсией, заболеваниями мочевыводящих путей, больным активной формой туберкулеза, а также детям с повышенной нервной возбудимостью, перенесшим недавно пневмонию или инфекционные заболевания. Безусловно, запрещается купаться при повышенной температуре, острых респираторных и острых желудочно-кишечных заболеваниях.

 

В течение последних лет получило известное распространение так называемое раннее плавание детей. Эта водная процедура для здоровых детей; начинается она со второй, третьей недели жизни ребенка. Хотя этот вид закаливания проводится еще задолго до поступления в дошкольное учреждение, воспитатели должны быть знакомы с этим способом.

Физиологической основой раннего плавания является безуслов­ный рефлекс плавания, которым обладают новорожденные дети, что позволяет, применяя эту общую водную процедуру, постепенно уве­личивать время пребывания ребенка в воде и формировать а даль­нейшем навыки плавания. Раннее плавание проводится по назна­чению врача.

При проведении этого вида закаливания особое внимание следует уделять дозировке времени пребывания ребенка в воде. Нарастание дозы плавания на каждом занятии — в диапазоне 10—15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца —0,5°. При этом активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение закален­ности — снижением температуры воды.

Занятия плаванием проводятся в условиях поликлиники, под­готовленным медицинским персоналом, по индивидуально разрабо­танной методике под строгим врачебным контролем, с учетом сос­тояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

Проявление отрицательного эмоционального состояния или дис­комфорт в температуре тела (появление «гусиной кожи», озноба, резкого покраснения тела и т. д.) является показанием к немедлен­ному прекращению процедуры. Этот вид закаливания только начал подвергаться всестороннему клиническому и экспериментальному изучению, поэтому проводить раннее плавание следует с осто­рожностью.

Плавание детей дошкольного возраста (5—7 лет) издавна использовали как меру закаливания. Научными исследованиями до­казано, что систематические занятия плаванием улучшают физи­ческое развитие детей. Это позволило обоснованно рекомендовать плавание детей с 5 лет в детских бассейнах1.

 

Солнечные ванны

 

           Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это свя­зано с тем, что солнце — мощный источник излучения инфракрас­ных видимых и ультрафиолетовых лучей. Физические особенности различных видов лучистой энергии определяют различное их фото­биологическое и физиологическое действие на живые организмы.        

          При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей, так как именно они являются одним из жизненно важных элементов внешней среды, в которой обитает человек. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшается общее состояние организма, состав крови, уси­ливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон. Кроме того, необходимо учитывать и бактерицидное действие солнечных лучей. Ультрафио­летовая часть спектра способствует выработке в организме вита­минов D2 и  D3. относящихся к средствам предупреждения и лече­ния рахита.

  Инфракрасные лучи оказывают тепловое действие и усиливают эффект от ультрафиолетовых лучей.

Солнечные лучи подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные. Влияние прямых, отвесно падающих лучей, наиболее сильно. Косые лучи длительно проходят через атмосферу и поэтому слабее действуют на организм. Рассеянные лучи образуются при прохождении солнечного света сквозь облака и листву деревьев, их действие еще слабее. Отраженные солнечные лучи — это дневной свет.

Сила физиологического воздействия солнечных лучей значи­тельна, поэтому пребывание детей дошкольного возраста, особенно первых трех лет жизни, в не защищенных от солнца местах огра­ничивается.

Солнечные ванны (спокойное лежание под прямыми лучами солнца) детям раннего возраста противопоказаны. Они могут вы­звать резкое перегревание (тепловой солнечный удар) и ожоги кожи.

Детей первого года жизни не выносят на солнце. После пред­варительного пребывания в тени, где температура воздуха должна быть не ниже 20°, их можно поместить под рассеянные лучи (свето­тень) для спокойной игры в манеже. Кроме этого, свето-воздуш­ные ванны можно делать в теплую, безветренную погоду начиная с 3 месяцев, когда температура в тени не ниже 22°, Продолжитель­ность первой свето-воздушной ванны 3 минуты, затем один раз в три дня добавляют по 2 минуты, доводя время 10-й свето-воздушной ванны до 10 минут. Детям от 3 до 6 месяцев это время не увеличи­вают. Во втором полугодии жизни ребенка на процедуру продолжают прибавлять по 5 минут один раз в 4 дня, доведя к 26—27-й ванне до 30 минут.

Курс свето-воздушных ванн состоит из 25—30 процедур. Лучшее время для их приема  с 9 до 12, на юге — с 8 до 10 часов.

Детям от 1 годадо 3лет в летнее время рекомендуется пребы­вать на площадке, которая имеет в равных соотношениях участки сплошной тени (лучше от зелени, чем от навесов) и светотени («кружевная» тень от листвы деревьев).

На площадке, где находятся дети от 2 до 3 лет, могут быть участ­ки, беспрепятственно облучаемые солнцем, но малышей нельзя за­держивать там больше 5—6 минут в первые дни, а затем после появ­ления хорошего загара они могут находиться на облучаемом солнцем участке 8—10 минут (в течение дня посещать этот участок 2—3 ра­за). Одежда должна предохранять ребенка от перегревания.

Свето-воздушные ванны рекомендуется принимать, начиная с температуры воздуха не ниже 20° в тени, в последующем, когда дети привыкнут, можно продолжать эти ванны и при более низкой темпе­ратуре —15---160, но тогда малыши должны заниматься какой-либо подвижной игрой. Продолжительность первой с вето-воз душ но и ван­ны 5 минут: зачем, увеличивая продолжительность ванны на 5 ми­нут один раз в три-четыре дня, к 25—26-й ванне доводят общее время до часа.

В жаркие дни перегревание ребенка может наступить, даже если он находится под рассеянными солнечными лучами. Поэтому летом на прогулке надо чаще поить детей и следить за их общим со­стоянием. Первые признаки перегревания — покраснение лица, пот­ливость. В таком случае малыша немедленно уводят в тень, умывают прохладной водой, дают пить, обеспечивают спокойную игру.

Частое, дробное облучение солнцем может привести к повышению реактивности центральной нервной системы: ребенок становится возбужденным, раздражительным, теряет аппетит, плохо спит, ху­деет. Такой ребенок должен гулять только в тени.

Тяжелым последствием перегревания является тепловой и солнечный удар. Тепловой удар сопровождается потливостью, покраснением кожи, сухостью слизистых, одышкой. Дети жалуются на головную боль, становятся вялыми, поднимается температура, возможна рвота, через несколько часов — понос. Ребенка надо умыть прохладной водой, уложить в постель, назначить разгрузочную дие­ту, обильное питье. Обычно через сутки состояние здоровья норма­лизуется.

При солнечном ударе клиническая картина развивается через 6—8 часов после облучения. Ребенок бледнеет, становится раздра­жительным, капризным. Появляются озноб, головная боль, повыша­ется температура, теряется аппетит; возможны тошнота, рвота, расстройство желудочно-кишечного тракта. Такой ребенок нужда­ется в постельном режиме, разгрузочной диете, обильном питье. К концу суток все явления обычно проходят.

Общими противопоказаниями для пребывания детей на солнце являются

  • истощение,
  • резкая анемия,
  • сильная возбудимость,
  • острые формы туберкулеза,
  • малярия и все другие заболевания в остром периоде.

Для других средств закаливания — воздуха и воды — противопо­казаний нет. В том или ином виде они могут применяться всем детям, различие состоит только в форме их использования.

свернуть

Зимние забавы

19.12.2022

Дорогие родители!

Пришла зима. Что делать? С чего начать? Как организовать зимний отдых? Пора кататься на лыжах, коньках, санках. Я хочу вам дать несколько советов.

Санки.

 

 Для первых спусков и развлечений на санках достаточно небольших горок. Только прежде чем идти на прогулку, подумайте, как  одеть ребенка. Одевать детей необходимо, строго учитывая погодные условия, и не только температуру воздуха, но и силу ветра. Легко одетый ребенок более подвижен и поэтому не переохладится. Лучше всего подойдет утепленный комбинезон из плащевой ткани, он меньше ограничивает движение, а при падении снег никуда не забивается и его легко стряхнуть.

Итак, берите санки, и на горку. Но прежде чем разрешить детям первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотным слоем покрыл склон, и на нем нет посторонних предметов – камней, пней, ям, бугров и других неровностей. Наезд на них или падение могут привести к травмам. Первые спуски лучше совершать на прямых ровных склонах с длинным выкатом, сидя на санках, поставив ноги на полозья и держась за веревочку. Это положение наиболее удобное и устойчивое.

Если ваш ребенок боится спуска на высокой скорости, не принуждайте его – игры и катание со склонов должны вызвать интерес, а не страх. Но, как правило, дети еще не испытывают чувства страха, не боятся падений, а если и падают, то всегда удачно, не получая травм, просто перевернувшись с санок на бок.

А почему бы ВАМ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,  самим не «тряхнуть … молодостью» и не прокатиться с детьми на санках? У детей это вызовет большую радость!

Если вы пришли на склон, где играют другие дети, организуйте совместные игры, развлечения и соревнования: на дальность спуска, на скорость параллельного спуска в парах. Необходимо предоставить детям большую самостоятельность – они сами должны (лучше бегом) за веревочку привезти санки на верх склона. Кто быстрее забежит на верх склона, на  горку?

 

Лыжи.

 

Вашему ребенку уже 4 года. Настала пора поставить его на лыжи. Для первых шагов по снегу и лыжне лучше подобрать укороченные лыжи – на 15-25см меньше «нормы» (нормальная длина лыж – ребенок достает до носков вытянутой вверх рукой). Теперь о креплениях. Малышам можно совершать первые шаги с мягкими креплениями, а обувь – обычные валеночки. Для лучшего управления лыжами необходимо сделать жесткий носковый ремень, а для пяточного ремня лучше использовать кусок старой велокамеры или резинового бинта. Такое простое крепление удобно в обращении, легко надевается, и ребенок может это сделать самостоятельно.

Дошкольников не следует сразу начинать обучать скользящему шагу и лыжным ходам – уровень развития координационных способностей еще для этого не достаточен, а вот начать обучение спускам с горок следует непременно. Для этого необходимо подобрать прямой, но ровный склон, не длинный. Для первых спусков достаточно 10-15м. А скорость зависит от крутизны склона. Для первых спусков она должна быть равна скорости быстро идущего или медленно бегущего человека.

Все спуски со склона выполняются вначале без палок. В случае падения одобрите ребенка, но пусть он сам встанет после падения и ступающим шагом поднимется вверх по склону. Как вам не покажется странным, совершенно необходимо научить ребенка падать (в случаи необходимости) при спуске со склона. Самые опасные падения вперед, можно удариться о носки лыж и получить травму. А для безопасного падения необходимо присесть и мягко перекатиться назад, в сторону, повернуть лыжи поперек и распластаться по склону.

Когда дети начнут уверенно спускаться с пологих горок, необходимо постепенно переходить на более крутые склоны. Большой интерес у детей вызывают спуски со склонов, преодолевая ворота из лыжных палок. После освоения спусков можно приступить к изучению торможений лыжами. Торможения нужны для экстренного снижения скорости при виде препятствий (ям, бугров, посторонних предметов). Очень важно жестко удержать лыжу в положении упора (пятка лыжи в сторону, носки лыж рядом) и закантовать лыжу на внутреннее ребро, как бы «прочесывая» снег, упираясь в него кантом лыжи. Обязательное условие торможения – вес тела всегда полностью остается на лыже, скользящей прямо. Ну, а другие лыжные хода, повороты, торможения ваш ребенок узнает в школе.

Возьмите себе за правило -  каждый выходной день вместе с детьми ходить на лыжах. Постоянное пребывание на свежем морозном воздухе, в движении закаляет детей, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную систему и все группы мышц, и скоро вы, возможно с удивлением, заметите, что ваш ребенок перестал болеть простудными заболеваниями.

Коньки.

 

Каждый ребенок может практически научиться кататься на коньках и выполнять несложные фигуры. Начальное обучение можно проводить на любых коньках, но желательно, чтобы они были устойчивыми. Важно ещё и то, чтобы начинающие с первых занятий стремились отталкиваться всем полозом конька (внутренней поверхностью), а не носком назад. Перед непосредственным выходом на лёд с детьми проводится элементарная инструкция по технике безопасности. Нужно помнить, что на катке все передвижения выполняются только против часовой стрелки. С новичками занятия проводятся только в середине катка.

Первое занятие вводное, проводится в помещении. Вы должны, прежде всего, научить вашего ребенка  правильно зашнуровывать ботинки. Шнуровка перекрестная, вдевается в отверстия снаружи внутрь. Надев коньки, нужно встать в них, пройти несколько шагов по полу вперед, вернуться назад, пройти обратно, несколько раз присесть, встать, вернуться назад.  

Если   на полу было все удачно, можно выходить на улицу. Но прежде чем выйти на лед, лучше было бы выполнить несколько заданий на хорошо утрамбованной площадке. Это обычные способы ходьбы, переступания, приседания, передвижения с разными положениями рук (в стороны, назад, за голову и др.)

Практика показывает, что на первых занятиях дети никак не могут обойтись без посторонней помощи. Им нужна поддержка. Помощь могут оказывать родители, братья и сестры, товарищи.

Как  только дети почувствуют себя уверенно на утрамбованном снегу и смогут многие элементарные движения выполнять самостоятельно, без помощи, можно выходить на лед.

ПЕРВЫЙ ВЫХОД НА ЛЕД. Последовательно необходимо выполнить такие упражнения:

  1. ДВИЖЕНИЕ ТРОЙКАМИ. Новичок располагается посередине. Тот, кто располагается справа, правой рукой держит правую руку новичка, а левой рукой держит руку своего партнера за спиной у ребенка. Такая поддержка исключает падение на лед. Ребенок просто держится на коньках. Первоначально его «везут», в дальнейшем он может выполнять и небольшие движения, отталкиваясь всем полозом конька.
  2. КАТАНИЕ ВДВОЕМ. Нужно взяться скрестным хватом (левая рука – в левой; правая – в правой). Хорошо, уверенно катающийся партнер не только поддерживает новичка, но и помогает ему овладеть элементарными основами передвижения на коньках.
  3. КАТАНИЕ С ПОДДЕРЖКОЙ СЗАДИ. Ребенок поддерживается сзади двумя руками за поясницу. Во всех этих упражнениях нужно стремиться медленно, поочередно, с ноги на ногу переносить вес всего тела. Когда у начинающих уменьшается напряженность при передвижении на льду, можно перейти к освоению следующих упражнений, которые составляют расчлененные элементы бега на коньках.

Родители и дети должны знать уже перед выходом на лед, что при падении необходимо группироваться (группировку лучше попробовать заранее на полу). Падение лучше подстраховать руками, чтобы избежать падения плашмя. Особенно опасны падения назад, при которых возможно травмирование головы. Чтобы избежать этих последствий, ноги должны быть чуть-чуть согнуты в коленных суставах, ни в коем случае коленный сустав не должен быть «выключенным».

 

УДАЧИ

 

И ПРИЯТНОГО ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ

 

 В ЗИМНИЕ ВЫХОДНЫЕ ДНИ!

свернуть